АЦ Генезис АЦ Гензис. Статьи
Главная Статьи Фотогалерея Видео SJJAM Расписание Контакты

 

 

Востоковедение
Дзю-дзюцу
Ниндзюцу
Спецназ
Борьба самбо 

ВеткаВетка, не сломленная снегом

(история развития дзю-дзюцу)

 

  …Однажды создатель дзю-дзюцу японский врач Акаяма Сиробеи неспеша прогуливался по своему заснеженному саду, созерцая все, что окружало его. И вдруг он с изумлением заметил, что толстые ветви деревьев не выдерживают тяжести снега и ломаются, а тонкие ветки пригибаются, а потом сбрасывают снег и выпрямляются как ни в чем не бывало.


 - Мягкость побеждает силу и зло! - воскликнул пораженный собственным открытием Сиробеи. И с тех пор главным принципом дзю-дзюцу и еще целого ряда боевых искусства стало: поддаться, чтобы победить…


  Согласно наиболее популярной версии, дзю-дзюцу (более точное произношение чем джиу-джицу, так как в японском языке отсутствуют звуки «ж», «ч», «ш») возникло во времена войны феодальных кланов Тайра и Минамото в XI – XII вв. н.э. Врач Акаяма Сиробеи, в совершенстве владевший распространенными тогда единоборствами коуг соку (в переводе – «латы, которые всегда при себе») и косино мавари, или коси мавари («панцирь, защищающий поясницу»), отправился для совершенствования своих  познаний в области медицины в Китай, где познакомился с рядом местных  единоборств и изучил два из них — шубаку и тайцзытуйшоу. К счастью искусство рукопашного боя интересовало его ничуть не меньше медицины — вернувшись, он решил систематизировать все известные ему приемы борьбы без оружия и создать единую систему со своими принципами и методами.

  Прекратив практику, он заперся в своем доме вместе с лучшими учениками и единомышленниками и 12 месяцев спустя представил специально созванной императорской комиссии 3 тысячи приемов рукопашного боя, заявив что с их помощью сможет справиться с любым соперником, как невооруженным так и вооруженным. После долгого просмотра и основательного обсуждения комиссия отобрала лишь 300 приемов — остальные заканчивались смертельно и потрясали своей жестокостью. Так возникло новое искусство, которое разнесли по Японии ученики Сиробея. Особо оно пришлось по вкусу воинственным самурайским кланам, которые сразу взяли его на вооружение.


  А оружием оно действительно было мощным. По преданиям, самураи, хватая в пылу борьбы противника, вырывали у него куски мяса вместе с обломками костей, сами того не замечая, а уж если человек попадался на прием, то можно было считать, что бой окончен. Кстати, рассказывают, что у Гитина Фунакоси был учитель дзю-дзюцу, который, сколько бы ни брал в руку бамбуковых палок, расщеплял их одним движением.


   О самураях хотелось бы сказать особо. Из нашей литературы складывается впечатление, что они были жестокими кровожадными убийцами, и у нас понятие «самурай» употребляется с отрицательным оттенком. Но это не верно. Самураев можно сравнить со средневековыми рыцарями Запада, и это военное сословие не было ни жестоким, ни кровожадным (слово «самураи» происходит от глагола «сабурахи» - служить великому человеку, человеку высшего сословия). Благородные воины, настоящие джентльмены, они наносили противнику смертельные раны только в том случае, если он посягал на их жизнь, и жили они согласно бусидо — кодексу чести и традиционной самурайской морали, в котором главными принципами были прямота, мужество, доброта, вежливость, уважение к людям, искренность и честность (слово самурая было законом), верность долгу («самураи не оставит своего господина, даже если число его вассалов со ста до десяти и с десяти до одного»), скромность.


Самурай никогда не нападал на слабого, презирал деньги, а прежде чем напасть на врага, кричал: «извольте защищаться!» или «Извольте умереть!».  В бусидо говорилось, что обладающий лишь грубой силой недостоин звания самурая, и они изучали науки, владели живописью, были неплохими поэтами и даже иногда на поле боя слагали стихи, воспевающие мужество и храбрость только что побежденного противника в совершенстве знали чайную церемонию и каллиграфию — как и искусство боя. Рыцарями они оставались даже в случае поражения — самураи называл победителю свое имя и с улыбкой на устах делал харакири.


  Примерно до XIV века развитие дзю-дзюцу шло по замкнутой клановой системе. А в XIV веке, в ходе усмирения крестьянских восстаний на Окинаве, самураи с ужасом убедились, что их искусство неэффективно против ударной техники, созданной как средство борьбы с дзю-дзюцу. Но опытные воины не собирались опускать руки — самураю такое не к лицу. Они раскрывали секреты «школы в зарослях»и начали интенсивно обогащать технику дзю-дзюцу новыми приемами.
С этого момента начинается новый этап развития дзю-дзюцу. Часть кланов продолжала сохранять верность традициям и культивировать классическое направление, уже утратившее эффективность, другие вообще отказались от борцовских приемов, полностью переняв технику окинавского рукопашного боя, а третьи начали комбинировать борцовскую технику с ударной. А в XVI веке появился и сам термин «дзю-дзюцу». В русском языке он имеет порядка десяти эквивалентов, наиболее распространенными вариантами перевода являются «тайное искусство», «незаметное искусство», «искусство четырех пальцев», «искусство незаметного отключения», и поэтический - «ветка, не сломленная снегом».


  Дзю-дзюцу в отличие от ушу и каратэ-до никогда не становилось всеобщим достоянием и преимущественно культивировалось самурайскими родами, причем каждый род развивал искусство в своем направлении и фактически создавал фамильную школу.


  В 1868 году Японию потрясла буржуазная революция Мэйдзи, разрушившая феодализм и отнявшая у самураев былое влияние, почет и уважение. Многие японцы покинули родину, эмигрировав в Европу и США, и вместе с ними эмигрировало и дзю-дзюцу, вызвавшее повышенный интерес спецслужб европейских стран — в первую очередь Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Франции. Кстати, очень сильные мастера дзю-дзюцу были в генеральном штабе русской армии, в армейской разведке и контрразведке, а также в Третьем департаменте полиции, где оно использовалось в основном для разгона демонстраций без применения оружия.


  Массовое развитие дзю-дзюцу получило в России уже после Октябрьской революции, в двадцатых годах, благодаря Василию Ощепкову. Родившись в тюрьме, он затем волею судьбы оказался в русской миссии в Японии, занимался дзю-до в центральной школе Кодокан (дзю-до тех времен было во многом схоже с дзю-дзюцу практически ничем не напоминало нынешний спортивный вариант), а потом создал свои школы во Владивостоке и Москве. Ощепков (в 1937 году он был незаконно репрессирован и умер в тюрьме) и его ученики обогатили японскую технику приемами национальных видов борьбы, успешно выступали на международных соревнованиях — так, борьба вольного стиля и борьба в одежде или дзюу-до, как называл её сам Ощепков, получавший в Кодокане второй дан, входила в программу первой рабочей Спартакиады 1926 года.


  Параллельно полковник НКВД Спиридонов на базе дзю-дзюцу разработал САМОЗ — прикладную технику самозащиты, которой прекрасно владели представители советской разведки и контрразведки. Так, в книге В. Богомолова «В августе сорок четвертого...» (другое название - «Момент истины») описываются работники СМЕРШа, которые могли голыми руками задерживать хорошо вооруженных диверсантов, уклоняться от выстрелов с близкого расстояния и т. п.


В 1946 году искусство самообороны получило название самбо, а затем этот вид, еще в 1938 году включавший по классификации А. Харлампиева 8,5 тысяч приемов (для сравнения: в дзю-дзюцу 10 тысяч приемов), утратил прикладное значение, ударную технику и стал спортивной дисциплиной. Ну а сам спорт приобрел политическую окраску, так как победы оказались важнее значения искусства в целом.


Из книги Оранского И.В. Восточные единоборства. Изд. "Советский спорт", 1990г.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кодокан

Кодокан

 

 

 

 

 

 

 

В. Ощепков

Василий Ощепков

 Спиридонов В. с учениками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самураи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наверх

 

Главная